Вряд ли найдутся желающие поспорить с тем, что религия является важнейшей составляющей жизни любого человека. Ведь именно она задаёт личности те духовные и нравственные ориентиры, которыми та руководствуется на протяжении всего своего земного существования. Но, как свидетельствует сама жизнь, зачастую чрезмерное увлечение религией, или попросту зацикливание на ней, приводит как отдельно взятого индивидуума, так и общество в целом, к весьма нежелательным последствиям.
Именно чрезмерное религиозное рвение привело к тому, что с конца прошлого века молодёжь Северного Кавказа, не довольствуясь отечественными учебными заведениями, поехала постигать основы ислама в чужие земли. Охотно стали и у себя принимать арабских проповедников, которые наставляли: как жить по-новому. В итоге мы получили духовную заразу в виде такого радикального учения как ваххабизм, от которого не избавимся ещё очень долго.
И чему же нас должен научить подобный печальный опыт? Да, в первую очередь, тому, что пришлое и заимствованное далеко не всегда является полезным для горского менталитета. У каждого из народов Северного Кавказа есть свои богатые и неповторимые культура и нравы. Так зачем, спрашивается, слепо подражать как странам Ближнего Востока, так и бесконечно далёким от нас историческим эпохам?
Глава Чечни Рамзан Кадыров чётко обозначил свою позицию в этом вопросе: «У нас уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении многих веков позволили нам сохранить нашу ментальность и религию в чистоте. Поэтому мы не приемлем новшества, которые в корне им противоречат».
Но, как показывает практика, так думают далеко не все. Взять для примера хотя бы тему облачения женщин и девушек в хиджаб.
Традиции ношения этого элемента одежды никогда прежде не было ни у чеченцев, ни у аварцев, ни у кабардинцев и т.д.. Так почему же сейчас с таким остервенением приходится ломать копья по поводу того: одевать ли девочкам хиджаб в школу или нет? Понятно, что это не прихоть детей, а скорее родительская установка. И порой упорство в нарушении общепринятых светских норм заходит слишком далеко, так, что к делу приходится подключаться органам местной власти. Но случается, что новоявленные «блюстители благочестия» получают поддержку у приверженцев ваххабизма. Причём последние готовы решать возникшее разногласие исключительно радикальными методами.
Тут вспоминается история с директором школы села Кидеро Цунтинского района Дагестана, датированная сентябрём 2013 года. Когда он запретил ученицам в хиджабе посещать занятия в школе, в его адрес в интернете тут же была озвучена угроза местных боевиков: в случае, если педагог не отменит своего решения, ему отрежут голову. Также ваххабитские морализаторы добавили, что это предупреждение касается всех директоров школ, повторяющих «ошибку» коллеги из Кидеро.
И тут хочется спросить: неужели религия призвана к тому, чтобы сеять раздор и вражду даже внутри одного народа (не говоря уже о межэтнических взаимоотношениях)? Чего стоит вера, которая допускает кровопролитие по любому – даже малому – поводу? Однако все эти варварские дозволения, как видите, органично укладываются в доктрину ваххабизма. А его носители – это те самые люди, что явно переусердствовали в религиозных поисках и в один прекрасный момент были направлены чьей-то заботливой рукой по ложной стезе.
Вот и выходит, что по духовному пути надо идти со свежей головой, и лучше, если под руководством опытного наставника. Но таковых, к сожалению, не так много. А что же получается в итоге?
Проведённые в 2013 году социологические исследования в Дагестане показали, что 58% молодежи почитают законы шариата больше законов государства. А это говорит о явном мировоззренческом перекосе и неверной расстановке приоритетов.
Вот что касаемо этого сказал глава республики Рамазан Абдулатипов: «Какие бы религии и течения мы не исповедовали, всё равно мы остаёмся гражданами единой страны. Мы должны быть не только правоверными мусульманами, но и примерными гражданами своей страны».
И это верно, ведь задачей всех мусульман является служение с благословения Аллаха миру и расцвету своей Родины. И если случается так, что отдельные религиозные деятели принижают законы государства, в котором они живут, то сразу же возникает вопрос: в чьём они стане? – и – для чего пытаются ослабить мощь своей страны? К тому же поводырь, ведущий народ не к процветанию, а в противоположном направлении, вряд ли сам знает – в какие дебри может завести избранный им путь.
Одни призывают нас отринуть все земные помыслы и устремления и всецело посвятить жизнь Богу, другие – вроде ваххабитов – агитируют массы реконструировать ислам эпохи Пророка и четырёх праведных халифов, отказаться от всех позднейших наслоений, часто включая четыре религиозные правовые школы (мазхабы). В любом случае и то и другое – крайности, с тою лишь разницей, что салафиты окончательно и бесповоротно заявили о том, что стыковок их ретроградных верований с современностью нет. В этом, собственно, и заключается особенность их по сути протестантского вероучения.
Салафизм превратился в экстремистскую религиозную доктрину из-за активного стремления к установлению исламского государства по образцу халифата (с шариатом в качестве правовой базы) и – самое главное – из-за нарочитого консерватизма и признания недопустимости какой-либо адаптации ислама к реалиям сегодняшнего дня.
Да, Коран с момента своего написания не меняется, но при этом меняется окружающий мир. Это говорит о том, что духовная основа с течением времени остаётся незыблемой (она есть абсолют), а человеческий разум и творчество требуют постоянного совершенствования. И в этом нет ничего противоестественного.
Главная мировоззренческая ошибка ваххабитов заключается в том, что они не могут принять новое время, приспособиться к нему. Они хотят ездить на современных автомобилях, носить модные костюмы, надевать на руку недавно появившуюся модель часов, но при этом свои мыслительные процессы низводят до уровня средневековья. Тогда, конечно, становится понятным – почему ими полностью отрицается необходимость интеллектуального развития личности и заявляется о ненужности науки, что лежит в основе материального благосостояния любого общества.
Вот наглядная цитата из одной ваххабитской книги: «Современные знания, благодаря врагам-безбожникам, начали проникать в ислам и смешиваться с религиозными знаниями. Эти современные знания можно разделить на два вида: первым видом являются бесполезные знания, которые вливаются в шариат и ослабляют его. Шейхулислам ибн Таймия по этому поводу сказал: «Если бесполезные знания, смешиваясь с полезными, ослабляют вторые, то становятся запретными». Второй вид – вредные знания, разрушающие акыду (вероубеждение), к ним относятся, например, знания о вращении Земли вокруг Солнца и другие знания безбожников».
Среди салафитских моралистов, выдающих подобные сентенции, вы вряд ли встретите астрономов, физиков, химиков, инженеров, литературоведов и т.д. Максимум на что хватает умственных способностей этих духовных менторов, так это на то, чтобы вызубрить отдельные суры Священной Книги. И именно эти люди считают себя вправе объявлять ненужными и даже вредными все научно-технические и гуманитарные изыскания, признанные прогрессивным мировым сообществом.
А так как современные научные данные наносят смертельный удар по ваххабитской акыде, то в отношении тех, кто придерживается их, принимаются жёсткие меры. В частности, с точки зрения этих религиозных радикалов, мусульманин, не принявший фетву бывшего верховного муфтия Саудовской Аравии (1993-1999 гг.) ибн База о том, что Солнце вращается вокруг Земли, считается неверным и его кровь и имущество становятся дозволенными.
Но тут больше удивляет не мракобесная точка зрения наших духовных оппонентов, а их извращённая логика. Согласно ей «ложное» воззрение о вращении Земли имеет ужасные последствия, а именно: «Страшна не сама теория, а тот атеизм, к которому она нас постепенно подводит, ведь, согласно этой теории, вокруг Земли со всех сторон существует бескрайний космос»...
Здесь, как говорится, без комментариев.
Было бы большой ошибкой говорить, что ислам и цивилизационный прогресс несовместимы. Но при упоминании о религии почему-то в большинстве случаев упускается тема современности. Мы хвалимся тем, сколько десятков медресе открыто в той или иной республике СКФО, сколько функционирует исламских университетов, сколько студентов уехало изучать богословие за рубеж, но при этом даже не пытаемся задаться вопросами, типа: а насколько у нас повысился уровень культуры или снизилась коррупция? а сколько у нас имеется учёных, писателей, научных открытий, новаторских идей в производстве? Всё это кажется, вроде бы, второстепенным, будничным. Но в итоге получается то, что общество, нацеленное исключительно на религию, постепенно скатывается в архаику. И отрицание светского образования и любых начатков цивилизации приводит к печальным последствиям.
К примеру, отдельные религиозные деятели полагают, что самое главное для мусульманина – научиться читать Коран в подлиннике. Но только представьте, как выглядит россиянин, который бегло читая по-арабски, наряду с этим допускает массу ошибок при письме на русском? Такого человека не назовёшь грамотным, а значит, он вряд ли будет пригоден для продуктивного интеллектуального труда.
И как тут не вспомнить цитату Рамазана Абдулатипова, определяющую роль религии в современном мире (октябрь 2013г.): «Ислам должен двигаться вместе с обществом, вместе с культурой… исламские деятели не были чужды культуре, наоборот, поэты, писатели, выдающиеся учёные – это, как правило, были религиозные деятели. И если ислам, религия, не соединяются с наукой и культурой, она превращается в фанатизм и невежество».
Медресе – это хорошо. Но при этом надо понимать, что религиозное образование ни в коем разе не должно заменять светское. Необходимо, чтобы освоение этих наук шло параллельно, и «погружение» в религию не опережало получение среднего образования. В противном случае мы рискуем придти к тому, что учащийся превратится либо в зацикленного на богословии недоучку, либо в ещё одного радикала, который пожелает вернуться к пресловутым основам ислама, то есть к салафийи.
Ну а для исламских университетов неплохо было бы взять за правило – принимать в число студентов лишь тех, кто проявил себя в изучении светских дисциплин, потому как не осилившему планку среднего образования нечего делать в многообразном и тонком мире исламской науки.
В конце концов, такое уродливое явление как ваххабизм – это есть продукт невежества, последствия искажённого толкования недалёкими людьми Корана.
Это ещё раз говорит о том, что вопросы веры требуют просветлённого сознания, определённой силы ума. А она сама собой не увеличивается. Тут тоже нужна тренировка.
Хорошие меткие слова по этому поводу сказал на одной из своих лекций известный православный деятель диакон Андрей Кураев: «В сегодняшнем мире всё то, что призывает людей думать, это союзник церкви. Потому что в современном мире, мире промывки мозгов и клипового мышления, любая школа мысли, будь то школа квантовой механики, сопромата – это то, что помогает нам».
Не надо считать, что дыхание Творца исходит лишь от сур и аятов Священной Книги. Постижение Его возможно не только через пост и молитву, но и через знание и труд, науку и творчество. И было бы большим благом для нас – всё это принять и – самое главное – понять. Господь даровал нам разум, и было бы неплохо хотя бы изредка пользоваться им.
Висхан Халидов