Казалось бы, мы давно уже перевернули мрачную страницу истории Северного Кавказа, датируемую последним лихим десятилетием ХХ века. Возврата к тем временам нет; они останутся лишь в нашей памяти. Но так, к сожалению, думают не все. Допустим, с периодической регулярностью где-то по закоулкам Интернета появляются новостные сообщения от имени Парламента Чеченской Республики Ичкерия. На берегах туманного Альбиона, где ныне обосновались некоторые экс-сепаратисты, всё ещё продолжается витание в облаках иллюзий и провозглашение независимости Чечни. Правда, к этих демагогам в мировом сообществе уже давно никто не прислушивается.
Нет, пожалуй, ни одной страны в мире, не признающей целостность Российской Федерации. А это значит, что очередное воззвание ичкерийских блогеров к широкой аудитории вызывает лишь горькую усмешку, и не более.
Последнее своё обращение сэр Жалоуди Сараляпов, именующий себя Председателем Парламента Чеченской Республики Ичкерия, посвятил 17-й годовщине со дня ликвидации Джохара Дудаева. В этом тексте есть пара фраз, которая наиболее бросается в глаза: «Он <Дудаев> не на словах, а на деле стремился к миру» и «Наш народ станет свободным, и это неминуемо произойдет, несмотря ни на что».
И тут хочется обратиться к новейшей истории и вспомнить (по поводу Дудаева, мира и свободы) такой эпизод. В 1993 году на параде в Грозном Джохар Мусаевич сказал в микрофон: «70% чеченцев погибнет, но 30% будут свободными»! - и объявил войну до последнего чеченца. Событие это было отражено на всех телеканалах России.
От подобных высказываний чеченская интеллигенция была в шоке. Народ тоже разобрался во всём довольно быстро, даже говорил о том, что генерал, будучи военным лётчиком, наверное, отморозил себе мозги, когда летал в стратосфере.
Но беженцы-ичкерийцы, видимо, плохо знакомы с этими общеизвестными фактами. Потому до сих пор и не снимают портрет Дудаева со своей домашней божницы.
Однако, несмотря на то, что сообщения «ичкерийцев», выбрасываемые в Сеть, уже давно никто серьёзно не воспринимает, просматривать их иногда всё же стоит. Одно из них, датированное апрелем 2013-го, подписано несколько странновато «Пресс-Служба Исламского Джамаата ЧРИ». Памятуя о том, что изначально в самопровозглашённой Ичкерии светское и религиозное как-то разграничивалось (хотя бы в названии), то теперь вдруг эти понятия смешались: «джамаат» и «ЧРИ». Но суть не в этом!
Пространная статья ичкерийских англичан повествует об интересном событии. Оказывается, остатки сепаратистов образца 90-х годов прошлого века решили организовать сходку с коллегами из криминальной группировки «Имарат Кавказ» с тем, чтобы определить: чьё же дело у них правое? Обе этих когорты позиционируют себя «сторонниками свободы и независимости Кавказа», но первые до сих пор не могут простить вторых за то, что в 2007 году Доку Умаров без всяких консультаций с бывшими соратниками (перебравшимися в дальнее зарубежье) самовольно упразднил один экстремистский проект - «Чеченская Республика Ичкерия», и провозгласил другой - под названием «Имарат Кавказ».
Собственно поэтому «ичкерийцы» и вызвали «имаратчиков» в Турцию на некое подобие суда, где в качестве судьи пригласили шейха Хамида Али из Кувейта и шейха абу-Абдуллах (являющегося по совместительству и боевиком). Представители Умарова, как ни странно, согласились приехать в Турцию, чтоб поиграть в игру «прокуроры – адвокаты».
Предварительное обвинение в адрес «имаратчиков» было выдвинуто следующее: представители ЧРИ считают «Имарат Кавказ» не соответствующим шариату, а Докку Умарова – нелегитимным амиром.
Итак, суд под председательством вышеупомянутых лиц состоялся в одной из гостиниц Стамбула. Со стороны «имаратчиков» на встречу прибыл Рамзан Абдулазимов, представившийся наибом, и с ним переводчик.
Но в самом начале этого синедриона произошёл казус. Участникам «процесса» было заявлено, что их вопрос будет рассмотрен согласно шариату. После чего «имаратчик» взволнованно воскликнул «нет!», и категорически заявил, что он не собирается решать этот вопрос по шариату. Мол, он и так знает, что он на истинном пути.
Тут в гостиничном «судебном зале» зависла пауза: кувейтские шейхи не могли взять в толк – зачем они сюда приехали, если одна из пригласивших их сторон не хочет разрешать возникший спор в исламских традициях? И если рассматривать краеугольный идеологический вопрос не с точки зрения шариата, то - с какой же тогда?
Шейх Хамид попытался было взять инициативу в свои руки, и стал убеждать строптивцев исследовать «ичкерийско-имаратскую» полемику в русле шариатских канонов. На это со стороны представителей Доку Умарова был получен исчерпывающий ответ: «У нас нет таких полномочий, и мы не хотим говорить с вами на эту тему вообще».
Тут, естественно, все присутствующие поняли, что вести диалог с визитёрами с Северного Кавказа не о чем, потому как они собой ничего не представляют. Умаров и его приближённые в очередной раз продемонстрировали свою полную неспособность ни к дипломатическим, ни к религиозно-дискуссионным шагам. Впрочем, как известно, закоренелые ваххабиты не способны к диспутам по двум причинам. Во-первых, их теологическая подготовка крайне низка и они при любом соревновательном процессе начисто проигрывают оппонентам; во-вторых, зная эту собственную слабую сторону, ваххабиты делают упор на аксиоматичности своих убеждений, и того, кто подвергает их сомнению, провозглашают врагом и вероотступником.
По большому счёту для нас – жителей российского Северного Кавказа – исход судилища в Стамбуле судьбоносным не являлся. Нам абсолютно без разницы: какая из двух кучек маргиналов предъявит больше прав на владение кавказскими землями и кто из них по принципу первичности будет считать себя «курицей», а кто «яйцом».
Тут дело в другом. Ситуация достаточно ярко иллюстрирует тех, кто до сих пор не смирился с мыслью, что от России можно безнаказанно отщипнуть кусочек территории и провозгласить её независимой. Эти персонажи, вынашивающие в головах гигантские планы, являются всего лишь карликами, абсолютно не ориентирующимися в изменяющемся вокруг них мире. Одних до сих пор жжёт изнутри идея независимости Чечни, других – поднятия чёрного флага «джихада» над южными землями России размером с пол Европы. И это притом, что первые в количестве нескольких десятков <беглых уголовников> уже более десятка лет живут в Англии, Франции, Австрии и т.д., вторые – в количестве пары сотен гопников, возомнивших себя обновленцами ислама, прячутся от правоохранителей по всему Кавказу по лесным норам и землянкам.
И сам факт переговоров двух кланов – представителей отбросов общества – со стороны выглядит скорее комическим действием, нежели продуманным весомым мероприятием.
Соответственно, и тот, кто рассматривает нынешних кавказских «моджахедов», как значимую общественно-политическую силу, – по меньшей мере наивен. А ведь таковых, к сожалению, и по сей день немало, в основном из числа молодёжной аудитории и даже подростковой. Причём эти сорвиголовы, склонные к любым нигилистическим и протестным настроениям, почему-то выбирают наихудший вариант в виде преклонения перед ваххабитской криминальной группировкой «Имарат Кавказ». И, не задумываясь о последствиях, какой-нибудь неоперившийся юнец начинает в открытую вести подрывную агитационную работу.
Не далее как 18 марта 2013 г. в Советский районный суд Махачкалы поступило уголовное дело по обвинению 17-летнего местного жителя, который в сети Интернет на сайте «Одноклассники» зарегистрировав учётную запись, установил общедоступный статус, содержащий призывы к осуществлению экстремистской деятельности и выражающий неприязненное отношение к сотрудникам полиции.
Вчерашний школьник, считавший себя анонимом в Сети, полагал, что может запросто рассыпать ваххабитские лозунги. Но после задержания он тут же признал свою вину и весьма оперативно раскаялся в содеянном.
Однако больше удручает не столько описанное преступление, сколько беззаконие, оставшееся за кадром. Ведь после опубликования оболтусом на сайте крамольного статуса с ним успело ознакомиться не менее 32 человек, которые поставили к нему отметочку «класс», что символизирует одобрительное отношение к размещенному призыву к экстремистской деятельности. И этот факт служит тревожным индикатором того, что с нашей молодёжью сегодня не всё в порядке.
Отдельных представителей северокавказской молодёжи влечёт какой-то неодолимой эксцентричной силой от света к тени, от порядка к хаосу. И определить это можно по – казалось бы – незначительным деталям.
Все знают о том, что 15 апреля в американском Бостоне произошёл теракт, в результате которого 3 человека погибли и ещё 180 получили ранения и травмы. Все знают о том, что в подготовке и проведении этого теракта обвиняются братья Джохар и Тамерлан Царнаевы, выходцы с Северного Кавказа. Первый из преступников в ходе задержания полицией погиб, второй был ранен и под конвоем помещён в больницу. Но мало кто знает, что на различных интернет-сервисах сразу после нейтрализации террористов в их поддержку начался сбор голосов и даже средств.
Вряд ли количество желающих послать материальную помощь невменяемому «джихадисту» будет велико. Но важен сам факт наличия таких людей, что из отморозка, обагрившего руки невинной кровью, пытаются сделать кумира для подрастающего поколения. Посмотрите, мол, он не побоялся вдвоём с братом бросить вызов великой державе.
Кстати, о причинах своего поступка выживший Царнаев-младший пояснил следователям ФБР, что хотел отомстить США за её агрессивную политику в отношении мусульманских стран вроде Афганистана, Ирака, Сирии и др.
Правда, при этом не понятно при чём тут мирные люди – спортсмены, вышедшие на старт марафона, и зрители, пришедшие их поддержать. Ведь именно они стали разменной монетой, посредством которой молодой террорист реализовал свои дикие желания.
И молодёжь, желающая коим-то образом выказать свою поддержку Тамерлану Царнаеву – убийце ни в чём не повинных людей – очень далека от ислама, потому как не знает элементарных вещей, связанных с ним. Между тем Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил кого-либо не ради [законного] воздаяния (наказания) или не за нечестия и смуту, творимые на Земле, тот как будто бы убил всех людей». (Сура «аль-Маида», аят 32).
А значит, нет оправдания ни убийцам, ни тем, кто им сочувствует и оправдывает их кровавые деяния.
Висхан Халидов